Акунин в своей книге приводит список качеств, которые он считает ключом ко всему, секретом счастья, и так далее. Возглавляет этот список самоуважение и чувство собственного достоинства.
За ним следует достаточно хороших качеств, чтобы получился симпатичный человеческий образ, и начало даже казаться, что чувство собственного достоинства имеет к этому какое-то отношение.
Но по-моему, не имеет.
И показательно, что перебирая "аристономические характеры без одного какого-то качества", про князя Мышкина, которого Акунин видит представителем "всего хорошего без человеческого достоинства", он и не может сказать ничего плохого, кроме "это не самый мой любимый персонаж".
Мне неприятно, когда уважение к себе ставят во главу угла. Из двух людей мне более симпатичен тот, который поступит лучше, а не с большим самоуважением. Если сравнивать, допустим, Мышкина, и какого-то человека, который из собственного достоинства не пойдёт на жертвы, на которые пошёл Мышкин, то разумеется, Мышкин будет лучше, о чём тут говорить?
И даже не такое симпатичное отсутствие самоуважения, как у Мышкина, а просто низкая самооценка - это не недостаток.
Акунин не требует одного только ЧСВ, поэтому его оценка не выглядит такой неприятной. Но есть люди, которые считают уважение к себе главным в человеке, а это, по-моему, совсем неправильно.
За ним следует достаточно хороших качеств, чтобы получился симпатичный человеческий образ, и начало даже казаться, что чувство собственного достоинства имеет к этому какое-то отношение.
Но по-моему, не имеет.
И показательно, что перебирая "аристономические характеры без одного какого-то качества", про князя Мышкина, которого Акунин видит представителем "всего хорошего без человеческого достоинства", он и не может сказать ничего плохого, кроме "это не самый мой любимый персонаж".
Мне неприятно, когда уважение к себе ставят во главу угла. Из двух людей мне более симпатичен тот, который поступит лучше, а не с большим самоуважением. Если сравнивать, допустим, Мышкина, и какого-то человека, который из собственного достоинства не пойдёт на жертвы, на которые пошёл Мышкин, то разумеется, Мышкин будет лучше, о чём тут говорить?
И даже не такое симпатичное отсутствие самоуважения, как у Мышкина, а просто низкая самооценка - это не недостаток.
Акунин не требует одного только ЧСВ, поэтому его оценка не выглядит такой неприятной. Но есть люди, которые считают уважение к себе главным в человеке, а это, по-моему, совсем неправильно.
...Во всяком случае, я привёл пример с ценником, чтобы показать, как оценка человека по его самоуважению выглядит для меня. Говорить "оценка по СД чуток важнее", и не пояснять собственных взглядов в данном случае значит совершать обычную для работы с аналогиями ошибку "ваша аналогия мне не нравится, потому, что я бы привёл другую". Роль аналогии не в том, чтобы установить полное соответствие, а в том, чтобы показать собеседнику, как говорящий воспринимает что-то; невозможно переубедить человека, сказав "твоя аналогия плохая, поскольку у меня другие оценочные критерии" - нужно начать с этих критериев.
Ценник плохой пример вот почему:
По нему можно только сказать стоила ли книга этих денег или нет и все, содержание книги от этого не изменится, слова, языковые конструкции, смысл останется тот же. Только впечатление может быть испорчено завышенной ценой, а заниженная цена никак не повлияет(максимум вы скажите, что эта книга стоит больших денег). Да и если занудить то цену устанавливает не сама книга, и даже не автор.
С самоуважением все далеко не так. Оно влияет на содержание(раз уж мы взяли аналогию с книгой), человек с чувством собственного достоинства будет говорить и действовать иначе(чем без него) в различных ситуациях. Цена же может повлиять только на наше отношение к книге(возмутить к примеру)... Так что говорю:
-Твоя аналогия плоха, потому что цена не меняет книгу... Две одинаковые книги с разными ценами по прежнему две одинаковые книги. А две книги с разным языковым построением, с отличиями в сюжете уже отличаются по-настоящему. Цена внешняя характеристика, ЧСД внутренняя. И да у меня другие оценочные характеристики, но разговор не о них пока что.
Лучше пример придумывать лень, я же просто говорю что этот плохой:3
Две одинаковые книги с разными ценами существуют только в условном эксперименте, но сферически в вакууме мы можем придумать и двух одинаковых людей с разными самооценками. А в жизни цена неотделима от содержимого.
А в жизни цена неотделима от содержимого.
Всё именно так... и получаем, что судить по цене аналогично оценке по общественному мнению, или мнению неких конкретных особ). Естественно это может как-то повлиять на ЧСД и наоборотот, но по сути ведь разные вещи. Или я не прав? :3
Я тебе пытался сообщить, что в оценке по ЧСД вижу оценку по наносному, внешнему, не относящемуся к сути характера. Цена - это наносное и внешнее, хотя содержимое часто и не лишено связи с ней. Может, автор выложил свою книгу свободно в сеть, но тогда она не окажется в магазине, и кто-то скажет, что это всё дешёвое графоманское творчество, которое не стоит внимания. Только я не очень понял, что ты хочешь этим сказать? Судить по цене - поверхностно, хотя иногда это и работает, потому, что суть книги - не в цене. Судить по ЧСД поверхностно, хотя иногда это и работает, потому, что суть человека - не в том, насколько он себя ценит. Ну выложит кто-то книгу с хорошей сутью, но без цены. Ты хочешь сказать, с ЧСД так не бывает? Людей с хорошим содержимым, но без ЧСД? Да бывают! И которые в принципе против гордости, и которые не хотят самомнением кого-то от себя оттолкнуть. И уж совсем я не понял, что должен сказать пример про мейнстрим днём и тру по вечерам: это-то зачем отображать по аналогии на ЧСД? Это совсем выходит за её рамки.
в оценке по ЧСД вижу оценку по наносному, внешнему, не относящемуся к сути характера
Но перешел к рассмотрению самого примера "цена", и пытался опровергнуть его конкретными примерами(что естественно не сработает в данном случае), не в ту сторону пацан пошёл в общем.
Так или иначе я считаю, что ЧСД относится к сути характера(я уже говорил, что не считаю её основополагающей или сильно значимой как Акунин). Просто хотел сказать, что действия и мысли двух одинаковых человек(ага, в сферическом вакууме), с разной самооценкой будут отличаться во многих ситуациях...
А если и не относится к самой сути, то всё равно является довольно важной характеристикой.
Вообще говоря, продолжая аналогию, нельзя доказать неверность взглядов, хотя иногда, если она достаточно широкая, это и получается.
Может доказать нельзя, но я не я, если не попытаюсь:3